Уход за неврологическими и психическими больными. Уход за неврологическими больными, практические советы

19 ..

Особенности ухода за неврологическими больными

Для профилактики пролежней целесообразно класть больного на резиновый круг, покрытый пеленкой. Через несколько часов круг убирают и потом подкладывают вновь. Ежедневно 2- 3 раза кожу протирают 10% раствором камфорного спирта. Образование пролежней является одним из самых тяжелых осложнений у неврологических больных. У парализованных (при инсульте, миелите, опухолях, травматическом поражении спинного мозга и др.) резко нарушены трофические процессы, и достаточно нескольких часов пребывания в одном положении в неблагоприятных условиях (мокрые простыни, складки на них), чтобы образовались покраснение, мацерация кожи, а затем пролежни (чаще всего на крестце, в области больших седалищных бугров). При покраснении и мацерации кожи назначают ультафиолетовое облучение и смазывание 2% раствором перманганата калия. Если меры приняты несвоевременно или оказались неэффективными, образуется пролежень.


Различают четыре стадии пролежней:

1. некроз;

2. образование грануляций;

3. эпителизация;

4. образование трофической язвы.


При некрозе раны освобождают от некротических масс, ликвидируют затеки и "карманы". Местно применяют антисептики (растворы риванола 1:1000 или 1:500, фурацилина 1: 4200), антибиотики и ультафиолетовое облучение раны. В стадии образования грануляций, когда необходимо создать условия, способствующие заполнению раны грануляционной тканью, делают аппликации озокерита, грязи.

При тяжелых неврологических заболеваниях, парезах и параличах нецелесообразно применять грелки, так как при нарушенной чувствительности может развитьсяожог . Ожоги у таких больных заживают очень плохо и могут осложниться септическим процессом.

При некоторых заболеваниях центральной нервной системы (нарушение мозгового кровообращения, опухоли головного и спинного мозга, миелит, травма позвоночника и спинного мозга) возникаютрасстройства функции тазовых органов - задержка или недержание мочи и кала. У больного, находящегося в бессознательном состоянии, при задержке мочи необходимо определить наполнение мочевого пузыря. Путем пальпации и перкуссии выявляются контуры мочевого пузыря, верхняя граница которого может доходить до пупка, если пузырь переполнен. При анурии мочевой пузырь пуст. При задержке мочи, если не помогают лекарственные препараты, приходится 3 раза в сутки прибегать к катетеризации, которую производят стерильным катетером (лучше резиновым). Половые органы предварительно обрабатывают раствором фурацилина или риванола. Если больному показана постоянная катетеризация, катетер вводят в мочевой пузырь и свободный конец его опускают в привязанную к кровати банку с антисептическим раствором (но не в утку!). При повторной катетеризации для профилактики мочевой инфекции пузырь необходимо промывать антисептиками (раствор фурацилина 1: 5000, 1% раствор колларгола) или антибиотиками. У больных, находящихся на строгом постельном режиме, применяют мочеприемники (мужские и женские) из стекла, пластмассы или металла (эмалированные). При постоянном недержании мочи применяют носимые мужские и женские мочеприемники. Носимые мочеприемники лежачим больным обычно не надевают.

Призадержке стула медицинская сестра по назначению врача должна проводить следующие мероприятия: тщательно следить за питанием больных (своевременный и полный прием пищи и т. д.), давать больным обильное питье, применять слабительные и клизмы. Тяжелобольной обычно не может вставать с постели для выполнения акта дефекации. В этих случаях прибегают к помощи подкладного судна. Оно изготавливается из фаянса или металла с эмалированным покрытием. Судно должно быть чисто вымыто и обработано дезинфицирующим раствором (0,5% раствором хлорамина, 5% раствором карболовой кислоты, 20% раствором хлорной извести). При позыве к дефекации больному подают судно. Для этого одной рукой помогают больному приподнять область таза, а другой подводят судно его широкой частью под ягодицы, чтобы промежность больного находилась над верхним большим отверстием судна. Прикрыв больного одеялом, отходят от него. Затем судно извлекают из-под больного, накрывают крышкой и уносят в санитарный узел, где его обрабатывают (промывают и дезинфицируют) ручным способом или при помощи специальной машины.

Клизмы и техника их применения.

Для постановки клизм у взрослых применяют кружку Эсмарха, у детей – резиновые баллоны. Резиновую трубку длиной 1,5 м присоединяют одним концом к кружке Эсмарха, а другим к наконечнику для введения в прямую кишку. В лечебных учреждениях кружку Эсмарха укрепляют на специальном штативе. Наконечники для клизм делают из пластмасс и стекла. Дляочистительной клизмы пользуются чистой прокипяченной водой при температуре 25 – 30 ºС в количестве от 1 до 2 л. Больного укладывают на левый бок на подстеленную клеенку. Ноги его слегка полусогнуты и прижаты к животу. Наконечник смазывают вазелиновым маслом или глицерином и укрепляют кружку Эсмарха на штативе на высоте около 1 м над больным (или на этом уровне ее держит помощник). Медицинская сестра становится сбоку от больного, лицом к его голове. Левой рукой она раздвигает ягодицы, а правой осторожно вводит наконечник в заднепроходное отверстие на глубину 10 – 12 см. Перед вставлением наконечника следует убедиться, что вся резиновая трубка заполнена водой и в ней нет воздуха. Для этого несколько капель воды выпускают из наконечника, после чего трубку зажимают поворотом запорного крана. Убедившись, что наконечник введен правильно, опускают зажим и открывают кран. Как правило, вода сама под давлением проникает в прямую кишку. После того, как требуемое количество воды вошло, трубку зажимают (закрывают кран) и наконечник осторожно извлекают. Больной должен на 3 – 5 минут задержать позыв на низ. Если обычная клизма не вызывает опорожнения кишечника, делают масляные клизмы (100 мл растительного масла или вазелина) или клизмы из 30% раствора магния сульфата. Из слабительных средств назначают магния сульфат (20 – 30 г на прием), ревень (по 0,5 г 3 раза в день), вазелиновое масло (по 1 столовой ложке 3 раза в день) и др.

У больного в тяжелом состоянии заболевание может осложниться игипостатической пневмонией . Для профилактики пневмонии необходимо часто (каждые 2–3 часа) поворачивать больного на бок для улучшения вентиляции легких, применять "круговые" горчичники, периодические ингаляции кислорода. До проведения ингаляций кислорода следует освободить дыхательные пути и поддерживать их проходимость. Удаление слизи, рвотных масс из глотки и носоглотки производится ручным способом или электроотсосом. Через свободные дыхательные пути производится ингаляция увлажненного кислорода. При развившейся пневмонии показано назначение антибиотиков, сульфаниламидных препаратов. Вводят камфору по 2 мл 20% раствора 2 раза в сутки подкожно, сульфокамфокаин по 2 мл 10% раствора 2 – 3 раза в день подкожно или внутримышечно, которые тонизируют и возбуждают сосудодвигательный и дыхательный центры.

У лиц пожилого возраста часто пневмония сопровождаетсясердечно-сосудистой недостаточностью. В этих случаях необходимо произвести электрокардиографическое исследование и с лечебной целью ввести больному кардиамин, а при показаниях – строфантин, корглюкон и др.

Кормление неврологических больных – ответственный момент. Больных с потерей сознания не следует кормить. Если сохранено глотание, нужно поить их с ложечки или с помощью поильника сладким чаем. При нарушениях глотания (бульбарные расстройства) надо предвидеть возможность попадания пищи и жидкости в бронхи (опасность асфиксии, аспирационной пневмонии). В этих случаях необходимо применять резиновый зонд, вводимый в желудок через рот или нижний носовой ход. Если больной в течение нескольких суток продолжает оставаться в бессознательном состоянии, приходится также прибегать к кормлению через зонд. Зонд перед употреблением следует простерилизовать и смазать вазелиновым маслом. Перед вливанием питательной смеси необходимо проследить, не появился ли у больного цианоз, прослушать у открытого зонда, не слышен ли шум дыхания, влить через зонд 1 мл стерильной воды и убедиться, что при этом не появляется кашель. Только убедившись таким образом в том, что зонд находится в желудке, можно приступить к введению питательной смеси. При поперхивании больного следует кормить киселем, жидкой манной кашей, кефиром. Необходимо помнить, что тяжелого неврологического больного нужно кормить чаще, небольшими порциями, с перерывами. Надо следить за тем, чтобы больной не поперхнулся и не утомился, иначе он может отказаться от еды. Важно, чтобы пища была энергетически ценной, богатой витаминами, содержала тщательно обработанные мясные и молочные продукты, овощи, фрукты.

Выполнил студент группы МС-142
Панов Роман

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА НЕВРОЛОГИИ И ЕЕ МЕСТА СРЕДИ ДРУГИХ МЕДИЦИНСКИХ ДИСЦИПЛИН

НЕВРОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА О НЕРВНОЙ
СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕКА.
НЕВРОПАТОЛОГИЯ–НАУКА О
ЗАБОЛЕВАНИЯХ НЕРНОЙ СИСТЕМЫ.
Изучает поражения нервной системы,
проявляющиеся нарушением движений,
чувствительности, расстройством
функции органов чувств, речи и
разрабатывает методы диагностики,
лечения и профилактики нервных
болезней.

ЦЕЛЬ- научить медицинских сестер распознавать основные неврологические симптомы и синдромы, особенностям работы с неврологическими боль

ЦЕЛЬ- научить медицинских сестер распознавать
основные неврологические симптомы и синдромы,
особенностям работы с неврологическими
больными.
Медицинская сестра
Медицинская сестра
должна знать:
должна уметь:
– участвовать в обследовании
– анатомию и
больных;
физиологию нервной
– оценивать результаты
системы;
сестринского обследования;
– основные симптомы
– составлять план ухода и
неврологических
выполнять манипуляции;
расстройств;
– оценивать свои действия и
вести необходимую
– основные принципы
документацию.(карту
сестринского процесса
сестринского процесса)
в неврологии;

Из программы ВОЗ по
сестринскому делу и
акушерству:
Сестринский процесс –
это термин, применяемый в системе характерных видов
сестринского вмешательства в сфере охраны здоровья
отдельных людей, их семей или групп населения. Конкретно он
подразумевает использование научных методов определения
медико-санитарных потребностей пациента/семьи или
общества и на этой основе отбор тех из них, которые могут
быть наиболее эффективно удовлетворены посредством
сестринского ухода.

Основные понятия о сестринском
процессе
Сестринский процесс –
это метод организации и исполнения сестринского
ухода за пациентом, нацеленный на удовлетворение
физических, психологических, социальных
потребностей человека,
семьи, общества.
Цель сестринского процесса –
поддержание и восстановление независимости
пациента, удовлетворение основных потребностей
организма.

Сестринский процесс требует от сестры:
хорошей технической
подготовки;
творческого отношения
к уходу за пациентами;
умения работать с пациентом
как с личностью, а не как
с объектом манипуляций.

Уход за больным - это комплекс мероприятий,
направленных на поддержание и
восстановление сил больного и создание для
него условий и, обстановки, способствующих
благоприятному течению болезни,
предотвращению осложнений и более
быстрому выздоровлению. Он включает
гигиеническое содержание помещения, в
котором находится больной, поддержание
надлежащего гигиенического состояния
самого больного, устройство и оборудование
удобной постели, заботу о чистоте ее и одежды
больного, организацию питания больного,
оказание ему помощи при приеме пищи, при
туалете, физиологических отправлениях и
разного рода болезненных состояниях,
возникающих в процессе болезни (рвота,
задержка мочи, стула и газов и т. д.).

Основные принципы ухода за неврологическими больными

1.
2.
3.
4.
При болезнях нервной системы часто возникают
тяжелые двигательные расстройства(парезы, параличи),
нарушения чувствительности, речи,
расстройства функции тазовых органов,
возможны судорожные припадки.
Этим и определяется специфика ухода за данной категорией
больных.
с самого начала принять меры для предупреждения нередко
возникающих опасных для жизни осложнений:
пневмонии,
образовании пролежней,
воспалении мочевыводящих путей.
контрактур
Развитию легочных осложнений способствует постоянное
положение больного на спине и попадание в дыхательные
пути слизи из носоглотки. Для предупреждения этих
осложнений больного следует часто (каждые 2 ч) осторожно
поворачивать; необходимо несколько раз в день очищать рот
и глотку влажным тампоном, смоченным борной кислотой,
применять отсасыватели.
Важны борьба с атонией кишечника и задержкой мочи.

Сестринский процесс при неврологических заболеваниях(проблемы)

Основными проблемами пациента могут быть:
нарушение сознания;
головная боль;
тошнота, рвота;
дефицит самообслуживания (строгий постельный режим,
парезы, параличи);
нарушение мочеотделения и дефекации;
состояние эпилептического приступа;
беспокойство по поводу заболевания и его последствий;
депрессия;
нарушение сна,
повышенная раздражительность;
беспокойство по поводу неустойчивости общего состояния;
жидкий стул;
немотивированный отказ от приема лекарств;
слабость и т. д.

Своеобразие работы в неврологическом отделении

обусловлено контингентом больных и расстройствами здоровья,
которые наблюдаются при заболеваниях нервной системы. Это
параличи, снижение или повышение чувствительности,
расстройства функций тазовых органов (задержка, недержание
мочи и кала).
Уход за больными с параличами и парезами требует, помимо общего
выполнения правил ухода за тяжелыми больными, тщательного
наблюдения за чистотой кожи, регулярностью опорожнения
мочевого пузыря и кишечника.
Параличи, снижение чувствительности обычно сопровождаются
нарушением питания кожных покровов, особенно в тех участках,
которые прижаты тяжестью тела.
Вследствие этого образуются пролежни с глубоким изъязвлением
кожи и подкожной клетчатки.
Длительное пребывание больного в положении на спине может
создать угрозу другого осложнения – возникновения застойных
явлений в легких с развитием пневмонии.
Больные, находящиеся в коматозном состоянии, требуют от
медицинской сестры особенно тщательного внимания. Важно
следить за положением больного в постели, голову необходимо
слегка приподнять и повернуть в сторону, чтобы избежать
западания языка и попадания в дыхательные пути слюны, слизи

Сестринский процесс в неврологии.

Начиная работать с пациентом, медсестра вступает в
доверительные отношения с пациентом. Очень важно
умение установить контакт, выслушать больного, дать
ему выговориться и определить что его беспокоит.
1 этап СП- медицинское сестринское обследованиеустанавливаем нарушенные потребности и проблемы
пациентов. У неврологических б-х часто нарушены следующие
потребности: есть, выделять, двигаться, быть чистым,
общаться.
2 этап СП- определение проблем пациента или сестринское
диагностирование, то есть описание здоровья пациента.
3 этап- планирование действий м/с (сестринские
вмешательства).определяются краткосрочные и
долгосрочные цели и составляется план действий медсестры.
4 этап- реализация планируемых действий(сестринских
вмешательств)по стандартам сестринского ухода за
больными. Зависимые, независимые, взаимозависимые.
5 этап- оценка эффективности сестринского ухода.

Потребность в движении

Нормальная
жизнедеятельность
человека
обеспечивается совокупностью биологических,
социальных и духовных потребностей.
Удовлетворение этих потребностей определяет
рост, развитие, гармонию человека с окружающей
средой.
Ограничение подвижности или неподвижность
создают много проблем для человека. Такое
состояние может быть продолжительным и
постоянным. Оно может быть обусловлено
травмой с последующим наложением шины,
вытяжением
конечностей
с
применением
специальных аппаратов, болью при наличии
хронических заболеваний, остаточных явлений
нарушения мозгового кровообращения (инсульта).

Главная проблема неподвижности пациент не может общаться с окружающей
средой, которая оказывает значительное
влияние на формирование личности. От
степени и продолжительности неподвижности
у пациента могут появиться проблемы в
психосоциальной сфере; падает способность к
обучению, снижается мотивация, скудеют
чувства и эмоции.
Сестринская помощь направлена на:
максимально возможное восстановление подвижности;
самостоятельности при движении с использованием костылей,
палок, протезов и имеет огромное значение для улучшения
качества жизни пациента.

Пролежни
Контрактуры
Мышечная дистрофия

Проблемы пациента:
Развитие тугоподвижности (анкилозов)
суставов;
Риск развития (или уже имеющиеся)
пролежней;
Состояние депрессии, обусловленное
потерей независимости при осуществлении
повседневной жизнедеятельности;
Риск развития мышечной дистрофии,
контрактуры.

Профилактика пневмоний
Последовательность выполнения:
1)обучить больного дыхательной гимнастике;
2)проводить перкуссионный массаж, вакуумный массаж
грудной клетки;
3)придать больному полусидящее положение в постели;
4)проветривать палату;
5)произвести равномерное согревание тела;
6)применять банки по показаниям;
7)проводить ингаляции щелочными растворами антибиотикотерапию
по показаниям;
8)обеспечить прием обезболивающих средств по назначению врача;
9)обеспечить дыхание увлажненным кислородом;
10) использовать надувание резиновых игрушек для наиболее полной
вентиляции легких.
Примечание. Особенно тщательного ухода требуют больные, которым
проводится ИВЛ через трахеостому или эндотрахеальную трубку. У этих
больных практически отсутствует кашель, в дыхательных путях
скапливается большое количество мокроты. Поэтому каждые 30-40 мин
следует проводить аспирацию секрета из трахеи, для чего применяют
специальный катетер, присоединяемый к электрическому отсосу.

Приобретённые
контрактуры
недоразвитие
мышц и суставов
недоразвитие кожных
покровов (кожные
перепонки между
пальцами
дерматогенные возникают
при заживлении вторичным
натяжением больших
дефектов кожи после ожогов,
ранений, воспалений
дисмогенные
развиваются при
сморщивании фасций
связок и суставной сумки
после повреждения
миогенные условлены
травмами, острыми и
хроническими
воспалениями мышц
тендогенные наступают
в результате
повреждения или
воспаления сухожилий
артрогенные связаны с
патологическим
процессом в суставе

Уход и профилактика контрактур.

В парализованных конечностях проводить массаж и
пассивные движения во всех их сегментах.
Такую лечебную гимнастику делать в течении 5-10
мин несколько раз в день, желательно каждые 1-2
часа.
Обучить родственников больного технике массажа.
Парализованным конечностям придается положение,
противоположное направлению развивающейся
контрактуры.
Руку фиксируют в отведенном и супинированном
положении.
Ногу выпрямляют, под стопу ставят упор, под
коленный сустав подкладывается валик.
Стопа образовует с голенью прямой угол.

Общегигиенический уход

Не менее 2 раз в день умывать и
подмывать, а руки мыть чаще.
Постоянный уход за полостью рта.
Помогать чистить зубы, полоскать рот,
тяжелобольным – протирать десны и
зубы марлевым томпоном, смоченным
р-р борной кислоты или соды.
Глаза промывают стерильным
марлевым томпоном, смоченным в
теплом р-р антисептика, чтобы смыть
выделения, склеивающие ресницы.
Уход за носом, ушами, волосами,
стрижка ногтей.

Уход при нарушении функции тазовых органов.

Задержка мочи и кала ведет к
дополнительной интоксикации.
Задержка мочеиспускания- 2 раза в
сутки(утром и вечером) проводить
катетеризацию мочевого пузыря
стерильным катетером, смазанным
глицерином или вазелином.
После удаления мочи мочевой пузырь
промыть р-р антисептика, 0.02% р-р
фурацилином.
Катетер оставлять в мочевом пузыре на
5-6 суток.

Задержка дефекации.

В рацион больных включать растительные
продукты и давать подсолнечное или
вазелиновое масло по 2 ст л. в сутки в качестве
слабительного.
При неэффективности применяют
слабительные- гутталакс, форлакс, препараты
сены), очистительные клизмы.
Ранняя активация пациента и физиологическая
поза(сидя) во время дефекации.
При недержании кала и мочи можно
использовать подгузники для взрослых с
антифекальным барьером, впитывающие
простыни.
После смены памперсов обязательная
гигиеническая обработка загрязненных участков
жидким мылом и теплой водой.

Уход при кормлении больных

Затруднено глотание – индивидуально
подбирать консистенцию пищи.
Кормить вкусной теплой пищей,
кашицеобразной, не спеша, чтобы не вызвать
поперхиваний.
При полном нарушении глотания или больной
без сознания- кормление проводим через
назогастральный зонд
Врач вводит стерильный зонд до 50
сантиметровой отметки- наблюдаем нет ли
кашля, затруднения дыхания, цианоз….не
попал ли зонд в трахею.
Рядом с постелью сосуд с водой и через гибкую
трубочку организовать больному питье.

Уход за больным с нарушением речи.

Несмотря на утрату речи(афазия), пациенты
сохраняют сознание и определенный круг
интересов.
Задача медсестры- установить контакт с
пациентом с помощью мимики, жестов,
письма(если оно сохранено).
При моторной афазии- медсестре следует
ставить так вопросы, чтобы можно было
получить однозначные ответы(«да», «нет»).
При сенсорной афазии больной не понимает
обращенную к нему речь, поэтому следует
подкреплять свои просьбы показом
предлагаемого действия: например, поднимая
руку больного, одновременно попросить его
поднять руку и т.д.
Общаясь с подобными больными, нужно
постепенно обучать их правильному

Уход за больными при проведении люмбальной пункции.

Накануне, больного следует успокоить, возможно, дать
седативные микстуры.
Перед пункцией пациенту необходимо опорожнить мочевой
пузырь и кишечник.
Подготовить к пункции: стерильный инструмент, медикаментыспирт, йодонат, новокаин для анестезии), стерильные шарики,
салфетки, перчатки, пеленку, на которую выкладывают
стерильный материал.
Ассистировать врачу, помогать в проведении
ликвородинамических проб Квекенштедта и Стуккея.
Полученный ликвор направить в лабораторию с указанием
фамилии больного, отделения, даты.
После пункции пациента аккуратно перекладывают на каталку
животом вниз и доставляют в палату, где так же аккуратно
укладывают в постель лицом вниз без подушки на два часа.
Постельный режим назначается на 1-2 суток.

Уход за больными в коматозном состоянии.

Регулярно измерять АД, частоту пульса и
дыхания, температуру, зрачки.
Следить за скоплением слизи в носоротовой
полости, своевременно удалять ее с помощью
электроотсоса, следить, чтобы не было
западения языка, аспирации рвотных масс.
О внезапных изменениях в состоянии больного
срочно докладывать лечащему или дежурному
врачу.
Категорически запрещается вести разговоры у
постели пациента о тяжести его состояния,
высказывать предположения о неблагоприятном
исходе.
  • II. 4. ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИРЕТРОВИРУСНЫХ ПРЕПАРАТОВ И ПРИНЦИПЫ КОМБИНАЦИИ ГРУПП ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ВААРТ
  • II. Болезни, при которых деменция сопровождается другими неврологическими проявлениями, но нет явного наличия другого заболевания
  • II. Общие принципы иммунодиагностики инфекционных заболеваний
  • II. Организация хирургической службы в России. Основные виды хирургических учреждений. Принципы организации работы хирургического отделения.
  • Сестринский процесс в неврологии актуален, так как он направлен на обеспечение физической независимости пациентов.

    I этап – медицинское сестринское обследование : паспортные данные, жалобы, объективное обследование, сбор социальных данных и оценка психологического состояния пациента. Выявляются потребности и проблемы пациента.

    У неврологических больных наиболее часто нарушаются следующие потребности: есть, выделять, двигаться, быть чистым, общаться.

    II этап – сестринское диагностирование , то есть описание состояния здоровья пациента.

    Для неврологических пациентов наиболее типичны следующие сестринские диагнозы:

    Боль, связанная с поражением различных отделов позвоночника;

    Онемение какого-либо участка тела;

    Головная боль различной локализации и характера, связанная с заболеванием;

    Тошнота, рвота в связи с заболеванием;

    Снижение физической активности из-за паралича (боли);

    Невозможность осуществления самоухода;

    Невозможность самостоятельно питаться;

    Избыточный вес;

    Недержание или задержка мочи;

    Нарушение опорожнения кишечника из-за невозможности пользоваться туалетом (дефекация в лежачем положении);

    Риск появления пролежней;

    Риск появления контрактур;

    Риск застойных явлений в легких;

    Нарушение сна из-за шума в отделении (боли и др.);

    Затруднение общения в связи с нарушением речи;

    Уход от общения в связи с подавленным эмоциональным состоянием;

    Неуверенность, тревога в связи с беспомощностью;

    Страх за свое будущее.

    III этап – планирование действий медсестры .

    Определяются цели – краткосрочные и долгосрочные. Составляется план действий медсестры, который записывается в сестринскую историю болезни или карту сестринского ухода.

    IV этап – реализация планируемых действий – проводится по стандартам сестринского ухода за больными.

    V этап – оценка эффективности сестринского ухода .

    Критерии оценки: ответная реакция пациента на сестринское вмешательство; степень осуществления поставленных целей сестринского ухода; эффективность влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

    Для осуществления полноценного ухода за неврологическими больными необходим многоуровневый сестринский уход, включая младшую медсестру (санитарку).

    Контрольные вопросы:

    1. Какие признаки двигательных расстройств вы знаете?

    2. Назовите признаки нарушения чувствительности.

    3. Каковы основные различия клинической картины центрального и периферического паралича?

    4. Назовите симптомы экстрапирамидных двигательных нарушений.

    5. Чем клинически отличается проводниковый тип расстройств чувствительности от сегментарного?

    6. Какие симптомы нарушения речи вы знаете?

    7. Назовите симптомы поражения мозжечка.

    8. Назовите виды нарушений тазовых функций.

    9. Назовите симптомы нарушения ВНС.

    10. Как исследуется функция движения?

    11. Как исследуются функции черепных нервов?

    12. Как исследуется чувствительность?

    13. Как исследуется функция ВНС?

    14. Назовите дополнительные методы исследования в неврологии.


    Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 1009 | Нарушение авторских прав


    | | | | | | | | | | | | 13 | | | | | | | | | | Выполнил студент группы МС-142
    Панов Роман

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА НЕВРОЛОГИИ И ЕЕ МЕСТА СРЕДИ ДРУГИХ МЕДИЦИНСКИХ ДИСЦИПЛИН

    НЕВРОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА О НЕРВНОЙ
    СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕКА.
    НЕВРОПАТОЛОГИЯ–НАУКА О
    ЗАБОЛЕВАНИЯХ НЕРНОЙ СИСТЕМЫ.
    Изучает поражения нервной системы,
    проявляющиеся нарушением движений,
    чувствительности, расстройством
    функции органов чувств, речи и
    разрабатывает методы диагностики,
    лечения и профилактики нервных
    болезней.

    ЦЕЛЬ- научить медицинских сестер распознавать основные неврологические симптомы и синдромы, особенностям работы с неврологическими боль

    ЦЕЛЬ- научить медицинских сестер распознавать
    основные неврологические симптомы и синдромы,
    особенностям работы с неврологическими
    больными.
    Медицинская сестра
    Медицинская сестра
    должна знать:
    должна уметь:
    – участвовать в обследовании
    – анатомию и
    больных;
    физиологию нервной
    – оценивать результаты
    системы;
    сестринского обследования;
    – основные симптомы
    – составлять план ухода и
    неврологических
    выполнять манипуляции;
    расстройств;
    – оценивать свои действия и
    вести необходимую
    – основные принципы
    документацию.(карту
    сестринского процесса
    сестринского процесса)
    в неврологии;

    Из программы ВОЗ по
    сестринскому делу и
    акушерству:
    Сестринский процесс –
    это термин, применяемый в системе характерных видов
    сестринского вмешательства в сфере охраны здоровья
    отдельных людей, их семей или групп населения. Конкретно он
    подразумевает использование научных методов определения
    медико-санитарных потребностей пациента/семьи или
    общества и на этой основе отбор тех из них, которые могут
    быть наиболее эффективно удовлетворены посредством
    сестринского ухода.

    Основные понятия о сестринском
    процессе
    Сестринский процесс –
    это метод организации и исполнения сестринского
    ухода за пациентом, нацеленный на удовлетворение
    физических, психологических, социальных
    потребностей человека,
    семьи, общества.
    Цель сестринского процесса –
    поддержание и восстановление независимости
    пациента, удовлетворение основных потребностей
    организма.

    Сестринский процесс требует от сестры:
    хорошей технической
    подготовки;
    творческого отношения
    к уходу за пациентами;
    умения работать с пациентом
    как с личностью, а не как
    с объектом манипуляций.

    Уход за больным - это комплекс мероприятий,
    направленных на поддержание и
    восстановление сил больного и создание для
    него условий и, обстановки, способствующих
    благоприятному течению болезни,
    предотвращению осложнений и более
    быстрому выздоровлению. Он включает
    гигиеническое содержание помещения, в
    котором находится больной, поддержание
    надлежащего гигиенического состояния
    самого больного, устройство и оборудование
    удобной постели, заботу о чистоте ее и одежды
    больного, организацию питания больного,
    оказание ему помощи при приеме пищи, при
    туалете, физиологических отправлениях и
    разного рода болезненных состояниях,
    возникающих в процессе болезни (рвота,
    задержка мочи, стула и газов и т. д.).

    Основные принципы ухода за неврологическими больными

    1.
    2.
    3.
    4.
    При болезнях нервной системы часто возникают
    тяжелые двигательные расстройства(парезы, параличи),
    нарушения чувствительности, речи,
    расстройства функции тазовых органов,
    возможны судорожные припадки.
    Этим и определяется специфика ухода за данной категорией
    больных.
    с самого начала принять меры для предупреждения нередко
    возникающих опасных для жизни осложнений:
    пневмонии,
    образовании пролежней,
    воспалении мочевыводящих путей.
    контрактур
    Развитию легочных осложнений способствует постоянное
    положение больного на спине и попадание в дыхательные
    пути слизи из носоглотки. Для предупреждения этих
    осложнений больного следует часто (каждые 2 ч) осторожно
    поворачивать; необходимо несколько раз в день очищать рот
    и глотку влажным тампоном, смоченным борной кислотой,
    применять отсасыватели.
    Важны борьба с атонией кишечника и задержкой мочи.

    Сестринский процесс при неврологических заболеваниях(проблемы)

    Основными проблемами пациента могут быть:
    нарушение сознания;
    головная боль;
    тошнота, рвота;
    дефицит самообслуживания (строгий постельный режим,
    парезы, параличи);
    нарушение мочеотделения и дефекации;
    состояние эпилептического приступа;
    беспокойство по поводу заболевания и его последствий;
    депрессия;
    нарушение сна,
    повышенная раздражительность;
    беспокойство по поводу неустойчивости общего состояния;
    жидкий стул;
    немотивированный отказ от приема лекарств;
    слабость и т. д.

    10. Своеобразие работы в неврологическом отделении

    обусловлено контингентом больных и расстройствами здоровья,
    которые наблюдаются при заболеваниях нервной системы. Это
    параличи, снижение или повышение чувствительности,
    расстройства функций тазовых органов (задержка, недержание
    мочи и кала).
    Уход за больными с параличами и парезами требует, помимо общего
    выполнения правил ухода за тяжелыми больными, тщательного
    наблюдения за чистотой кожи, регулярностью опорожнения
    мочевого пузыря и кишечника.
    Параличи, снижение чувствительности обычно сопровождаются
    нарушением питания кожных покровов, особенно в тех участках,
    которые прижаты тяжестью тела.
    Вследствие этого образуются пролежни с глубоким изъязвлением
    кожи и подкожной клетчатки.
    Длительное пребывание больного в положении на спине может
    создать угрозу другого осложнения – возникновения застойных
    явлений в легких с развитием пневмонии.
    Больные, находящиеся в коматозном состоянии, требуют от
    медицинской сестры особенно тщательного внимания. Важно
    следить за положением больного в постели, голову необходимо
    слегка приподнять и повернуть в сторону, чтобы избежать
    западания языка и попадания в дыхательные пути слюны, слизи

    11. Сестринский процесс в неврологии.

    Начиная работать с пациентом, медсестра вступает в
    доверительные отношения с пациентом. Очень важно
    умение установить контакт, выслушать больного, дать
    ему выговориться и определить что его беспокоит.
    1 этап СП- медицинское сестринское обследованиеустанавливаем нарушенные потребности и проблемы
    пациентов. У неврологических б-х часто нарушены следующие
    потребности: есть, выделять, двигаться, быть чистым,
    общаться.
    2 этап СП- определение проблем пациента или сестринское
    диагностирование, то есть описание здоровья пациента.
    3 этап- планирование действий м/с (сестринские
    вмешательства).определяются краткосрочные и
    долгосрочные цели и составляется план действий медсестры.
    4 этап- реализация планируемых действий(сестринских
    вмешательств)по стандартам сестринского ухода за
    больными. Зависимые, независимые, взаимозависимые.
    5 этап- оценка эффективности сестринского ухода.

    12. Потребность в движении

    Нормальная
    жизнедеятельность
    человека
    обеспечивается совокупностью биологических,
    социальных и духовных потребностей.
    Удовлетворение этих потребностей определяет
    рост, развитие, гармонию человека с окружающей
    средой.
    Ограничение подвижности или неподвижность
    создают много проблем для человека. Такое
    состояние может быть продолжительным и
    постоянным. Оно может быть обусловлено
    травмой с последующим наложением шины,
    вытяжением
    конечностей
    с
    применением
    специальных аппаратов, болью при наличии
    хронических заболеваний, остаточных явлений
    нарушения мозгового кровообращения (инсульта).

    13.

    Главная проблема неподвижности пациент не может общаться с окружающей
    средой, которая оказывает значительное
    влияние на формирование личности. От
    степени и продолжительности неподвижности
    у пациента могут появиться проблемы в
    психосоциальной сфере; падает способность к
    обучению, снижается мотивация, скудеют
    чувства и эмоции.
    Сестринская помощь направлена на:
    максимально возможное восстановление подвижности;
    самостоятельности при движении с использованием костылей,
    палок, протезов и имеет огромное значение для улучшения
    качества жизни пациента.

    14.

    Пролежни
    Контрактуры
    Мышечная дистрофия

    15.

    Проблемы пациента:
    Развитие тугоподвижности (анкилозов)
    суставов;
    Риск развития (или уже имеющиеся)
    пролежней;
    Состояние депрессии, обусловленное
    потерей независимости при осуществлении
    повседневной жизнедеятельности;
    Риск развития мышечной дистрофии,
    контрактуры.

    16.

    Профилактика пневмоний
    Последовательность выполнения:
    1)обучить больного дыхательной гимнастике;
    2)проводить перкуссионный массаж, вакуумный массаж
    грудной клетки;
    3)придать больному полусидящее положение в постели;
    4)проветривать палату;
    5)произвести равномерное согревание тела;
    6)применять банки по показаниям;
    7)проводить ингаляции щелочными растворами антибиотикотерапию
    по показаниям;
    8)обеспечить прием обезболивающих средств по назначению врача;
    9)обеспечить дыхание увлажненным кислородом;
    10) использовать надувание резиновых игрушек для наиболее полной
    вентиляции легких.
    Примечание. Особенно тщательного ухода требуют больные, которым
    проводится ИВЛ через трахеостому или эндотрахеальную трубку. У этих
    больных практически отсутствует кашель, в дыхательных путях
    скапливается большое количество мокроты. Поэтому каждые 30-40 мин
    следует проводить аспирацию секрета из трахеи, для чего применяют
    специальный катетер, присоединяемый к электрическому отсосу.

    17.

    Приобретённые
    контрактуры
    недоразвитие
    мышц и суставов
    недоразвитие кожных
    покровов (кожные
    перепонки между
    пальцами
    дерматогенные возникают
    при заживлении вторичным
    натяжением больших
    дефектов кожи после ожогов,
    ранений, воспалений
    дисмогенные
    развиваются при
    сморщивании фасций
    связок и суставной сумки
    после повреждения
    миогенные условлены
    травмами, острыми и
    хроническими
    воспалениями мышц
    тендогенные наступают
    в результате
    повреждения или
    воспаления сухожилий
    артрогенные связаны с
    патологическим
    процессом в суставе

    18. Уход и профилактика контрактур.

    В парализованных конечностях проводить массаж и
    пассивные движения во всех их сегментах.
    Такую лечебную гимнастику делать в течении 5-10
    мин несколько раз в день, желательно каждые 1-2
    часа.
    Обучить родственников больного технике массажа.
    Парализованным конечностям придается положение,
    противоположное направлению развивающейся
    контрактуры.
    Руку фиксируют в отведенном и супинированном
    положении.
    Ногу выпрямляют, под стопу ставят упор, под
    коленный сустав подкладывается валик.
    Стопа образовует с голенью прямой угол.

    19. Общегигиенический уход

    Не менее 2 раз в день умывать и
    подмывать, а руки мыть чаще.
    Постоянный уход за полостью рта.
    Помогать чистить зубы, полоскать рот,
    тяжелобольным – протирать десны и
    зубы марлевым томпоном, смоченным
    р-р борной кислоты или соды.
    Глаза промывают стерильным
    марлевым томпоном, смоченным в
    теплом р-р антисептика, чтобы смыть
    выделения, склеивающие ресницы.
    Уход за носом, ушами, волосами,
    стрижка ногтей.

    20. Уход при нарушении функции тазовых органов.

    Задержка мочи и кала ведет к
    дополнительной интоксикации.
    Задержка мочеиспускания- 2 раза в
    сутки(утром и вечером) проводить
    катетеризацию мочевого пузыря
    стерильным катетером, смазанным
    глицерином или вазелином.
    После удаления мочи мочевой пузырь
    промыть р-р антисептика, 0.02% р-р
    фурацилином.
    Катетер оставлять в мочевом пузыре на
    5-6 суток.

    21. Задержка дефекации.

    В рацион больных включать растительные
    продукты и давать подсолнечное или
    вазелиновое масло по 2 ст л. в сутки в качестве
    слабительного.
    При неэффективности применяют
    слабительные- гутталакс, форлакс, препараты
    сены), очистительные клизмы.
    Ранняя активация пациента и физиологическая
    поза(сидя) во время дефекации.
    При недержании кала и мочи можно
    использовать подгузники для взрослых с
    антифекальным барьером, впитывающие
    простыни.
    После смены памперсов обязательная
    гигиеническая обработка загрязненных участков
    жидким мылом и теплой водой.

    22. Уход при кормлении больных

    Затруднено глотание – индивидуально
    подбирать консистенцию пищи.
    Кормить вкусной теплой пищей,
    кашицеобразной, не спеша, чтобы не вызвать
    поперхиваний.
    При полном нарушении глотания или больной
    без сознания- кормление проводим через
    назогастральный зонд
    Врач вводит стерильный зонд до 50
    сантиметровой отметки- наблюдаем нет ли
    кашля, затруднения дыхания, цианоз….не
    попал ли зонд в трахею.
    Рядом с постелью сосуд с водой и через гибкую
    трубочку организовать больному питье.

    23.

    24. Уход за больным с нарушением речи.

    Несмотря на утрату речи(афазия), пациенты
    сохраняют сознание и определенный круг
    интересов.
    Задача медсестры- установить контакт с
    пациентом с помощью мимики, жестов,
    письма(если оно сохранено).
    При моторной афазии- медсестре следует
    ставить так вопросы, чтобы можно было
    получить однозначные ответы(«да», «нет»).
    При сенсорной афазии больной не понимает
    обращенную к нему речь, поэтому следует
    подкреплять свои просьбы показом
    предлагаемого действия: например, поднимая
    руку больного, одновременно попросить его
    поднять руку и т.д.
    Общаясь с подобными больными, нужно
    постепенно обучать их правильному

    25. Уход за больными при проведении люмбальной пункции.

    Накануне, больного следует успокоить, возможно, дать
    седативные микстуры.
    Перед пункцией пациенту необходимо опорожнить мочевой
    пузырь и кишечник.
    Подготовить к пункции: стерильный инструмент, медикаментыспирт, йодонат, новокаин для анестезии), стерильные шарики,
    салфетки, перчатки, пеленку, на которую выкладывают
    стерильный материал.
    Ассистировать врачу, помогать в проведении
    ликвородинамических проб Квекенштедта и Стуккея.
    Полученный ликвор направить в лабораторию с указанием
    фамилии больного, отделения, даты.
    После пункции пациента аккуратно перекладывают на каталку
    животом вниз и доставляют в палату, где так же аккуратно
    укладывают в постель лицом вниз без подушки на два часа.
    Постельный режим назначается на 1-2 суток.

    26.

    27.

    28. Уход за больными в коматозном состоянии.

    Регулярно измерять АД, частоту пульса и
    дыхания, температуру, зрачки.
    Следить за скоплением слизи в носоротовой
    полости, своевременно удалять ее с помощью
    электроотсоса, следить, чтобы не было
    западения языка, аспирации рвотных масс.
    О внезапных изменениях в состоянии больного
    срочно докладывать лечащему или дежурному
    врачу.
    Категорически запрещается вести разговоры у
    постели пациента о тяжести его состояния,
    высказывать предположения о неблагоприятном
    исходе.

    СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

    Курс лекций

    для студентов, обучающихся по специальности

    34.02.01 − Сестринское дело

    Красноярск

    Сестринский уход при неврологических заболеваниях: курс лекций для студентов, обучающихся по специальности 34.02.01 – Сестринское дело / сост. А.А. Соловьёва, Г.В. Селютина, Б.В. Кудрявцева; Фармацевтический колледж.– Красноярск: тип. КрасГМУ, 2015. – 59 с.

    Составитель: Соловьёва А.А.

    Селютина Г.В.

    Кудрявцева Б.В.

    Курс лекций по дисциплине «Сестринский уход при неврологических заболеваниях» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело; адаптировано к образовательным технологиям с учетом специфики обучения по специальности 34.02.01-Сестринское дело.

    Рецензенты: ассистент кафедры нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, к.м.н., Бархатов М.В.

    заведующий кафедрой сестринского дела и клинического

    ухода КрасГМУ им. проф.В.Ф. Войно-Ясенецкого,

    Введение 4

    Лекция № 1 5

    Раздел 1. Общие вопросы невропатологии.

    Тема 1.1. Общая симптоматология и синдромология нервных болезней

    Лекция № 215

    Тема 1.2.Основные принципы диагностики и лечения неврологических больных

    Лекция № 323

    Тема 1.3. Основные принципы ухода за неврологическими больными с двигательными нарушениями

    Лекция № 429

    Раздел 2. Патология нервной системы.

    Тема 2.1. Заболевания периферической нервной системы

    Лекция № 534

    Тема 2.2. Сосудистые заболевания нервной системы

    Лекция № 641

    Тема 2.3. Инфекционные заболевания нервной системы

    Заключение49

    Литература 53

    Глоссарий неврологических терминов54


    ВВЕДЕНИЕ

    Знание основ неврологии необходимо каждому медицинскому работнику независимо от его специализации, потому что нервная система – главная организующая и связующая структура всего организма.

    В представленном курсе лекций изложены основные сведения об анатомии и физиологии нервной системы, симптомах и синдромах неврологических расстройств, клинической картине заболеваний и роли медицинской сестры в их диагностике, лечении, профилактике.Рассмотрены вопросы сестринского дела при организации ухода и неотложных неврологических состояниях.

    Осуществляя уход за пациентами с неврологической патологией, медицинская сестра должна уметь:общаться с пациентом и его родственниками, организовывать сестринский процесс, оценивать качество сестринского ухода, обучать пациента и его родственников методам ухода и самоухода. Для этого медицинской сестре необходимо знать: приоритетные и потенциальные проблемы в неврологии; особенности составления плана сестринского ухода; основные клинические проявления неврологических заболеваний; принципы организации ухода при синдромах нарушенного сознания, нарушения движений, нарушений чувствительности, речевых нарушений; основные обследования и правила подготовки больного к обследованию; принципы первичной и вторичной профилактики неврологической патологии; первичные реабилитационные мероприятия. Данный курс лекцийсозданс целью совершенствования самоподготовки студентов медицинского колледжа и пополнения профессиональных знаний преподавателей колледжа в области неврологии.

    Лекция №1

    Тема 1.1. Общая симптоматология и синдромология нервных болезней

    План лекции:

    1.Организация неврологической помощи в России. Вклад отечественных ученых в развитие отечественной невропатологии. Цели и задачи невропатологии.

    2.Анатомия и физиология нервной системы.

    3.Общая симптоматология, синдромология и патофизиология нервных болезней: сенсорная система; двигательная система; вегетативная система; нарушение высших мозговых функций; симптомы поражения мозговых оболочек.

    Неврология – наука, изучающая вопросы этиологии и патогенеза болезней спинного и головного мозга, периферических нервов, ихклинические проявления : нарушения движений, чувствительности, координации, высших корковых функций и разрабатывающая методы диагностики, лечения и ухода при заболеваниях нервной системы. Основоположником клинической неврологии считается Жан Шарко (1825-1893). В России основателем неврологии является Алексей Яковлевич Кожевников (1836-1902).

    Анатомия и физиология нервной системы

    Нервная система делится на центральную нервнуюсистему (ЦНС) и периферическую нервную систему (ПНС). ЦНСвключает головной и спинной мозг. ПНС образуют черепные испинно-мозговые нервы.

    Головной мозг

    Головной мозг подразделяется на конечный мозг, состоящий из правого и левого полушарий и срединных структур, ствол мозга и мозжечок, также имеющий два полушария. В каждом полушарии выделяют доли. Лобная доля – центр движений, а также часть мозга, ответственная за принятие решений, в левом полушарии здесь располагаются центры речи и письма. Височная доля осуществляет анализ слуховых, вкусовых, обонятельных раздражителей, затылочная – зрительных образов, теменная – болевых, тактильных температурных ощущений и сложных видов чувствительности. В глубине полушарий в белом веществе, находятся подкорковые ядра экстрапирамидной системы. Они участвуют в организации движений, регулируют тонус мышц, обеспечивают плавность произвольных движений.

    Промежуточный мозг:таламус (зрительный бугор), занимающийся предварительной обработкой информации от органов чувств и направляющий ее к коре головного мозга;гипоталамус, ответственный за регуляцию обмена веществ, выработку гормонов, жизненные функции (дыхание, сердечная деятельность, артериальное давление, температура тела).

    В стволе мозга расположены сосудодвигательный и дыхательные центры, при поражении которых прекращаются дыхание и сердечная деятельность. В структуре ствола мозга выделяют несколько отделов: ножки мозга, мост, продолговатый мозг. В стволе мозга нейроны располагаются группами, объединенными общей функцией (ядра). В ножках мозга находятся ядра III и IV пар черепных нервов, в области моста – V, VI, VII и VIII пар, в продолговатом мозгу – IX, X, XI и XII пар.На всем протяжении ствола мозгапролегает ретикулярная формация – сетчатая структура, которая влияет на кору головного мозга, повышая или понижая ее активность.

    Мозжечок – центр координации движений.

    Спинной мозг

    Спинной мозг – продолжение ствола мозга, находится в позвоночном канале. Представляет собой тяж длинной около 40–45 см и состоит из серого и белого вещества. Серое вещество спинного мозга на поперечном разрезе оно имеет форму «бабочки».В нем выделяют передние рога, где расположены двигательные нейроны, задние рога (чувствительные клетки) и боковые рога, нейроны в которых выполняют трофическую функцию. Спинной мозг имеет сегментарное строение. Выделяют 8 шейных (С 1 –С 8), 12 грудных (Т 1 –Т 2), 5 поясничных (L 1 –L 5), 5 крестцовых (L 1 –L 5) и 1–2 копчиковых сегмента (Сос 1 –Сос 2).

    Черепные нервы

    Выделяют двенадцать пар (п.) черепных нервов.

    Чувствительные (I, П, VIII), часть –двигательные (III, IV, VI, XI, XII), остальные имеют в своем составе двигательные, чувствительные и вегетативные волокна.

    Iп. – обонятельный нерв.

    II п. – зрительный нерв, передает информацию от сетчатки глаза в затылочные доли мозга. Информация от правых половин сетчатки (левых половин полей зрения) поступает в правую затылочную долю, от левых –в левую.

    III п. – глазодвигательный нерв, иннервирует мышцу, поднимающую верхнее веко, верхнюю, нижнюю и внутреннюю прямые мышцы глаза. Обеспечивает движения глазного яблока по вертикали и внутрь.

    IV п. – блоковый нерв, иннервирует верхнюю косую мышцу, двигающую глазное яблоко вниз и кнаружи.

    V п. – тройничный нерв, передает информацию от чувствительных рецепторов кожи лица, лобной части волосистой поверхности головы, конъюнктивы глаза, слизистой носоглотки и ротовой полости, а также обеспечивает двигательную иннервацию жевательных мышц.

    VI п. – отводящий нерв, иннервирует наружную прямую мышцу глаза, отводит глазное яблоко кнаружи.

    VIIп. – лицевой нерв, иннервирует мимические мышцы лица, а также обусловливает слезоотделение и слюноотделение, передает вкусовые ощущения от передних 2 / 3 языка.

    VIIIп. – слуховой нерв. Передает информацию от слуховых рецепторов улитки внутреннего уха в височную долю большого мозга и информацию от лабиринта к вестибулярным ядрам ствола мозга о положении тела в пространстве.

    IX п. – языкоглоточный нерв, иннервирует мышцы глотки и передает вкусовую информацию от задней "/ 3 языка.

    X п. – блуждающий нерв. Обеспечивает двигательную иннервацию мускулатуры гортани, всего желудочно-кишечного тракта, начиная от глотки, замедляет частоту сердечных сокращений, иннервирует кожу наружного слухового прохода и козелка, слизистых гортани, трахеобронхиального дерева, желудочно-кишечного тракта.

    XI п. – добавочный нерв. Иннервирует грудино-ключично-сосцовую мышцу, поворачивающую голову в противоположную сторону, частично – трапециевидную (поднимающую плечо) и дельтовидную (поднимающую выпрямленную руку через сторону вверх).

    XIIп. – подъязычный нерв, иннервирует мышцы своей половины языка.

    Спинно -мозговые нервы

    Все спинно-мозговые нервы смешанные, т.е. содержат двигательные, чувствительные и вегетативные волокна.

    Шейное сплетение (корешки С 1 –С 4) образует нервы, обеспечивающие чувствительную иннервацию кожи затылка и шеи, двигательную иннервацию мышц шеи. Наиболее важный нерв сплетения – диафрагмальный (С 4), при его раздражении возникает икота, при поражении нарушается диафрагмальное дыхание.

    Плечевое сплетение (корешки С 5 –Т 1): короткие ветви иннервируют кожу плеча и надплечья, мышцы плечевого пояса, длинные образуют нервы руки: лучевой, срединный, локтевой. Лучевой нерв иннервирует мышцы, выпрямляющие руку в локтевом, лучезапястном, пястнофаланговых и межфапанговых суставах (вытягивает руку в «луч»). Срединный нерв обеспечивает противопоставление большого пальца и мизинца, именно эта функция позволяет захватывать и удерживать в руке предметы и инструменты, что отличает кисть человека от лапы обезьяны. Локтевой нерв иннервирует межкостные мышцы кисти, обеспечивает разведение и сведение пальцев.

    Пояснично-крестцовое сплетение образуется корешками Т 12 –S 3 . Сплетение делится на поясничное (Т 12 –L 4) и крестцовое (L 5 –S 3). Ветви поясничного сплетения иннервируют кожу и мышцы поясничной области спины и брюшной стенки. Основной нерв сплетения – бедренный, обеспечивает сгибание ноги в тазобедренном и разгибание в коленном суставах. Его волокна образуют дугу коленного рефлекса.Основной нерв крестцового сплетения – седалищный, его ветви иннервируют мышцы и кожу голени и стопы, образуют дугу ахиллова рефлекса. Короткие ветви крестцового сплетения иннервируют ягодичные мышцы, выпрямляющие туловище и обеспечивающие человеку способность к прямохождению.

    Ветви копчикового сплетения (корешки S 4 –Сое 2) иннервируют кожу и мышцы промежности, половые органы.

    Нарушения речи

    Афазия , нарушение речи, бывает при поражении различных отделов левого полушария (у правшей).Моторная афазия развивается при поражении лобной доли. Проявляется утратой способности экспрессивной речи – больной понимает обращенную к нему речь, правильно выполняет коман­ды, но не способен говорить, неправильно произносит слова.Сенсорная афазия наблюдается при поражении височной доли левого полушария. Утрачивается импрессивная речь (восприятие речи): больной не понимает обращенные к нему слова, не выпол­няет команды, а его речевая продукция представляет набор бес­смысленных звуков. Амнестическая афазия, возникающая при очагах на стыке те­менной и височной доли, проявляется неспособностью пациента вспомнить названия предметов, хотя он и понимает, для чего тот или иной предмет используется.Тотальная афазия(пол­ное отсутствие восприятия речи и речевой продукции).Афазии порой сопутствуют аграфия (неспособность писать), алексия (неспособность читать), акалькулия (нарушение счета).

    Нарушение узнавания

    Агнозия – неспособность воспринимать раздражите­ли. Больные теряют способность узнавать зрительные образы (предметы, лица знакомых; путают мужчин с женщинами и пр.), звуки (например, музыкальная агнозия – не различают мелодии), запахи, тактильные ощущения.Аутотопагнозию – неспособность ориентироваться в схеме собственного тела. Она возникает при по­ражении правой теменной доли, часто сопровождается анозогнозией – неосознанием своего заболевания.

    Двигательные нарушения

    Нарушение произвольных движений наиболее частый и по­казательный признак неврологического заболевания. Плегия – полное отсутствие активных движений.Парез – снижение силы мышц.Монопарез (моноплегия) – снижение силы мышц одной конеч­ности (руки или ноги).Гемипарез (гемиплегия) – снижение силы мышц руки и ноги на одной стороне тела.Парапарез (параплегия) – снижение силы мышц обеих верхних или обеих нижних конечностей.Тетрапарез (тетраплегия) – снижение силы мышц всех конеч­ностей.Атрофия – похудание мышц.Спастичность – повышение мышечного тонуса вследствие пов­реждения пирамидного тракта.

    Спастический паралич

    Поражение пирамидного тракта на всем его протяжении, на­чиная с коры головного мозга и до клеток передних рогов соот­ветствующего сегмента спинного мозга, вызывает однотипное рас­стройство, обозначаемое термином «спастический» или «пирамид­ный» паралич. Признаки спастического паралича: снижение мышечной силы; повышение мышечного тонуса. Поза Вернике–Манна при гемипарезе; оживление сухожильных рефлексов на стороне мышечной слабости; пирамидные стопные знаки – патологические рефлексы, возникающие при раздражении кожи стопы вместо нормального подошвенного рефлекса (симптом Бабинского – разгибание большого пальца стопы при штриховом раздражении кожи подошвы, симптом Россолимо – сгибание пальцев при раздражении кожи подошвенной поверхности пальцев стопы); отсутствие атрофии мышц, поскольку их трофику определяет сохранность второго нейрона двигательного пути.

    Вялый паралич

    При поражении мотонейронов ядер черепных или спинно-мозговых нервов или их аксонов на всем протяжении развивается вя­лый (атрофический) паралич соответствующих мышц. Перечислим его признаки: снижение мышечной силы; снижение мышечного тонуса; снижение или выпадение сухожильных рефлексов; атрофия (гипотрофия) мышц.

    Экстрапирамидная система выполняет функции настройки мышц, изменения их тонуса, обеспечения плавности произвольных движений.

    Паркинсонизм (акинето-ригидный синдром) – следствие поражения нейронов черной субстанции ножек мозга. Проявляется повышением тонуса мышц (пластическая ригидность), обеднением и замедленностью движений, отсутствием содружественных движений, мелким дрожанием. Вид больных типичен: «маскообразное» лицо, походка мелкими шажками, наклон тела и головы вперед («поза просителя»), акт ходьбы без участия рук.

    Поражение другого отдела экстрапирамидной системы (полосатого тела) приводит к появлению насильственных движений.Хорея – разнообразные неритмичные быстрые насильственные движения. Больной не может сохранить заданную позу, гримасничает, подпрыгивает при ходьбе.Тремор – ритмическое дрожание ко­нечностей, головы, подбородка, языка, век и пр. Наблюдается и у здоровых – «тремор усталой мышцы».Тик – быстрые стереотипные дви­жения: моргание, чмоканье, пожима­ние плечами и др.

    Блефароспазм – насильственные сим­метричные движения век в виде частого моргания или зажмуривания глаз.Баллизм – кратковременные насильственные бросковые движения в конечностях.Дискинезия – насильственное тони­ческое напряжение мышц туловища и конечностей, приводящее к формиро­ванию вычурной позы(спастическая кривошея, насильственный поворот головы в сто­рону).

    Атетоз – медленные червеобразные движения в пальцах кисти.

    Чувствительные расстройства

    Выделяют поверхностную чувствительность – болевую, темпе­ратурную, тактильную (чувство прикосновения) и глубокую – сус­тавно-мышечное чувство, вибрационную чувствительность и интероцепцию (ощущения от внутренних органов).Анестезия – полное отсутствие чувствительности. Различают то­тальную анестезию (отсутствие любой чувствительности) и отде­льные ее виды (температурная анестезия, тактильная и пр.). Гипестезия – снижение чувствительности.Аналгезия (гипалгезия) – отсутствие или снижение болевой чувствительности.Боль – неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с повреждением тканей организма или ощущением та­кого повреждения.Парестезия – ложное восприятие, чаще всего – ощущение пол­зания мурашек, покалывания, жжения.Дизесгезия – извращенное восприятие (например, вместо при­косновения человек чувствует боль).Гиперпатия – неадекватно усиленное ощущение боли.В зависимости от уровня поражения чувствительного анализатора выделяют следующие типы нарушений чувствительности:гемитип – при поражении чувствительных проводников в ство­ле, белом веществе полушарий мозга. Анестезия распространяется на половину лица, туловища и соответству­ющие верхнюю и нижнюю конечности, обнаруживается при инсульте;проводниковый тип – при поражении чувствительных трактов, проходящих вдоль спинного мозга,в стволе и белом ве­ществе полушарий головного мозга.Наблюдается при травмах и опухолях спинного мозга и поз­воночника;сегментарный тип – при поражении задних рогов спинного моз­га. что ведет к диссоции­рованному расстройству – выпадению болевой и температурной при сохранности тактильной и суставно-мышечной чувствительности. Наблюдается при сирингомиелии, расстройство чувствительности – по типу «куртки» или «полукуртки»;заднестолбовой тип – при поражении белого вещества задних столбов спинного мозга. Характеризуется выпадением суставно­мышечной и вибрационной чувствительности при сохранности бо­левой, температурной и тактильной. Наблюдается при сифилисе нервной системы, фуникулярном миелозе, опухолях спинного мозга;корешковый тип – выпадение болевой чувствительности в области иннервации спинно-мозгового корешка;невритический тип – бо­левой чувствительности в области иннервации нерва;полиневритический тип – выпадение всех видов чувствительности в конечных отделах иннервации нервов рук и ног по типу «перчаток», «носков», «гольфов» или «чулок».

    Поражения черепных нервов

    I п ., обонятельный нерв . Двустороннее снижение обоняния (гипосмия ) или его отсутствие (аносмия ) чаще всего наблюдаются при заболеваниях ЛОР-органов. Одностороннее нарушение обоняния может указывать на патологию обонятельного нерва.

    II п ., зрительный нерв . Слепота на один глаз – следствие поражениясетчатки глаза или зрительного нерва до области его пе­рекреста (хиазмы). Частичное повреждение нерва вызывает появ­ление «слепого пятна» – скотомы. При поражении зрительного тракта (после перекреста) возникает гомонимная (односторонняя) гемианопсия , т.е. нарушение функции правого зрительного тракта приводит к слепоте в левых полях зрения обоих глаз, левого – в правых.

    III, IV, VI п.п . черепных нервов обеспечивают движения глазных яблок. При их поражении возникают птоз (опущение вер­хнего века), диплопия (двоение в глазах), косоглазие (сходящееся или расходящееся), мидриаз (расширение зрачка).

    V п., тройничный нерв . Часто наблюдается невралгия отдельных ветвей этого нерва, проявляющаяся в повторяющихся, чрезвычайно сильных кратковременных приступах боли в лице. Жевание, чистка зубов, бритье и просто прикосновение к лицу нередко провоциру­ют боль.

    VIIп., лицевой нерв . Его поражение приводит к параличу мимичес­ких мышц лица. Больной не способен закрыть глаз, нахмурить веки, надуть щеки. При улыбке, оскаливании выявляется резкая асиммет­рия лица – перетягивание рта на здоровую сторону. Реже регистрируются другие симптомы: сухость глаза, гиперакузия (жужжание в ухе), нарушение вкуса на передних 2 / 3 языка.

    VIIIп., слуховой нерв. При страдании слуховой порции нерва обнаруживается снижение слуха на одной стороне. При повреждении ядер ствола мозга, проводников или коркового центра в височ­ной доле слух не меняется, так как имеется двустороннее предста­вительство. Поражение вестибулярной порции вызывает симптомы вестибулярной атаксии.

    IXп., языкоглоточный нерв. При его повреждении возможно нарушение глотания (дисфагия) и невралгия – приступообразно возникающие кратковременные эпизоды боли, отмечающейся при глотании в области миндалины и распространяющейся на всю по­ловину лица и шеи.

    Xп., блуждающий нерв. Нарушение функции проявляется гнуса­востью голоса (парез мышц мягкого неба), дисфагией, дизартрией (нечеткостью речи), возможен парез органов брюшной полости. Раздражение нерва сопровождается снижением частоты сердечных сокращений вплоть до остановки сердца, тошнотой, рвотой, усиле­нием перистальтики кишечника.

    XIп., добавочный нерв. При его одностороннем поражении име­ют место мышечная кривошея, поворот головы в сторону страда­ющей мышцы; при двустороннем – нарушается подъем плеч, по­вороты головы в стороны. Раздражение нерва вызывает повторные кивательные движения (салаамова судорога).

    XIIп., подъязычный нерв. Самая сильная мышца, которую он иннервирует, – выталкивающая язык из полости рта. При пато­логии наблюдаются атрофия языка,его отклонение при высовывании в сторону пострадавшего нерва.

    Бывают также дизартрия и сложности при приеме пищи из-за снижения подвижности языка.

    Вегетативные расстройства

    Симпатикотония – преобладание тонуса симпатической нервной системы над парасимпатической. Наблюдаются тахикардия, повышение показателей артериального давления, учащенное дыхание, мышечная дрожь, расширение зрачков (мидриаз), эмоциональные нарушения – тревога, страх, повышение уровня сахара в крови, похудание, торможение деятельности желудочно-кишечноготракта, усиление мочевыделения.

    Парасимпатикотония – преобладание тонуса парасимпатической нервной системы над симпатической. Проявляется брадикардией, гипотонией, сужением зрачков (миоз), усилением перистальтики кишечника, гипергидрозом, склонностью к ожирению.

    Тазовые нарушения

    Корковое представительство тазовых органов располагается на внутренних поверхностях лобных долей полушарий головного моз­га. Поражение крестцовых центров мочеиспускания характеризует­ся истинным недержанием мочи –она постоянно выделяется каплями по мере пос­тупления в мочевой пузырь. Это состояние определяется термином «арефлекторный мочевой пузырь». Угрожающий симптом –задержка мочи при повреждениях поз­воночника и спинного мозга. Мочевой пузырь порой раздувается до гигантских размеров (вплоть до разрыва). Важная задача – отслеживание мочеиспусканий у больных с инсультом, спинальной травмой. Требуется своевременная катетеризация.

    Нарушения дефекации при поражении как коркового предста­вительства, так и крестцовых сегментов спинного мозга обычно проявляются задержкой стула. Рекомендуется отслеживать наличиеи регулярность стула у таких больных, своевременно ставить очис­тительные клизмы.

    Менингеальный синдром

    – это симптомы раздражения мозговых оболочек.Проявления данного синдрома – головная боль распирающе­го характера, тошнота, рвота, светобоязнь и контрактуры:

    Ригидность мышц шеи – неспособность пациента при наклоне головы вперед приблизить подбородок к груди в результате напря­жения мышц задней группы шеи.

    Симптом Кернига – невозможность разогнуть ногу, согнутую втазобедренном и коленном суставах.

    Симптом Брудзинского – при наклоне головы к груди у больногоноги сгибаются в коленных суставах.

    Вопросы для самоконтроля:

    1.Дайте определение неврологии, перечислите ее цели и задачи.Назовите основоположника клинической неврологии и основателя неврологии в России.

    2.Расскажите строение нервной системы: центральная нервная система, периферическая нервная система, вегетативная нервная система.

    3.Назовите черепно-мозговые нервы.

    4.Назовите кровоснабжение и оболочки головного и спинного мозга.

    5.Перечислите расстройства высших корковых функций.

    6.Перечислите двигательные нарушения.

    7.Охарактеризуйте чувствительные расстройства.

    8.Перечислите нарушения координации движения.

    9. Расскажите поражения черепно-мозговых нервов.

    10.Охарактеризуйте вегетативные расстройства, тазовые нарушения, менингеальный синдром.

    Лекция №2

    Сбор жалоб и анамнеза

    Опрос пациента начинается со сбора жалоб. Самые распространенные жалобы – на головную боль, головокружение, общую и мышечную слабость, нарушение сознания. Следует уточнить все периоды болезни от первых ее признаков до настоящего момента, а также выяснить какова эффективность проводимой раннее терапии, причину ухудшения состояния. У больных эпилепсией, например, недосыпание или употребление алкоголя провоцирует приступ. В истории жизни детей и лиц молодого возраста особое значение имеет течение беременности и родов, послеродового периода. Эти данные представляет мать пациента. Параллельно со сбором жалоб и анамнеза оцениваются уровень сохранности сознания, ориентация больного в пространстве и времени, состояние памяти и внимания, речевая функция. Следующий этап – общеклинический осмотр: определение пульса,ЧСС и дыхания, АД, температуры тела.

    Неврологический осмотр

    Обследование пациента начинают с оценки уровня сознания. Состояние сознания и высших корковых функций достаточно полно выявляется при расспросе больного. Далее проверяется наличие или отсутствие менингеальных симптомов: Кернига, Брудзинского, ригидность мышц шеи. Исследование высших мозговых функций

    Высшие корковые функции проверяют во время беседы с больным.Выясняют сохранность импрессивной речи(адекватность понимания): дают несложные задания (закрыть глаза, высунуть язык, сжать руку в кулак).Проверяют в ходе беседы сохранность экспрессивность речи: просят больного повторить отдельные слова или предложения. Проверяют способность читать, считать и писать.Для проверки праксиса больному предлагают произвести отдельные действия (расстегнуть и застегнуть пуговицы и пр.), далее имитацию действия без предмета (например показать как размешивают сахар в стакане и пр.).Сохранность гнозиса проверяются по узнаванию изображений различных предметов.

    Рефлекторная сфера

    При проверке рефлекторной сферы исследуется сохранность поверхностных и глубоких рефлексов и наличие или отсутствие патологических рефлексов. Поверхностные рефлексы вызываются раздражением кожи или слизистых оболочек. Рефлексы со слизистых: корнеальный, конъюктивальный, глоточный, с мягкого неба. Кожные рефлексы: верхний, средний и нижний брюшные, кремастерный, подошвенный, анальный. Поверхностные рефлексы угасают при страдании как центрального, так и периферического нейронов двигательного пути. Глубокие рефлексы вызываются перкуссией неврологическим молоточком сухожилий мышц или надкостнецы.На верхней конечности проверяют карпорадиальный (сгибание предплечья при ударе по шиловидному отростку лучевой кости), бицепитальный (сгибание предплечья при ударе молоточком по сухожилию двуглавой мышцы), трицепиальный (разгибание предплечья при ударе молоточком по сухожилию трехглавой мышцы) рефлексы.

    На нижней конечности проверяют коленный (разгибание голени при ударе молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы) и ахиллов (разгибание стопы при ударе молоточком по ахиллову сухожилию) рефлексы.

    Глубокие рефлексы оживляют при поражении центрального нейрона двигательного пути и снижают при страдании мотонейронов спинного мозга.

    Патологические пирамидные знаки возникают при поражении центрального мотонейрона или пирамидного тракта на всем его протяжении до мотонейрона передних рогов спинного мозга. На верхней конечности проверяют симптом Якобсона –Ляска (хватательное движение пальцев кисти при перкуссии шиловидного отростка лучевой кости). На нижней конечности проверяют рефлексы разгибательной группы –симптом Бабинского (разгибание большого пальца и разведение остальных пальцев стопы при штриховом раздражении кожи подошвы стопы), сгибательной группы – симптом Россолимо (сгибание пальцев стопы при ударе по подошвенной поверхности концевых фаланг 2–5 пальцев стопы).

    Симптомы орального автоматизма –патологические рефлексы,возникающие при рассеянном поражении коры головного мозга,например, при гипертонической или атеросклеротической энцефалопатии. К ним относятся симптом Маринеского –Радовичи (сокращение подбородочной мышцы при штриховом раздражении кожи ладонной поверхности кисти),хоботковый рефлекс (вытягивание губ «трубочкой» при перкуссии губ).

    Координация движений

    Для оценки сохранности координации движений и выявления признаков атаксии проводят координаторные пробы.

    Проба Ромберга –пациент находится в вертикальной положении, ступни соединены, руки вытянуты вперед. Больного просят закрыть глаза. Проверяют устойчивость и отклонения корпуса тела в стороны.

    Пальценосовая проба –с закрытыми глазами пациент попадает кончиком указательного пальца вытянутой руки в кончик носа. Проверяется точность исполнения и наличие интенционного тремора.

    Коленопяточная проба –в положении лежа на спине,пациент с закрытыми глазами попадает пяткой выпрямленной вверх ноги в колено другой и приводит по голени и стопе до большого пальца. Проверяется точность исполнения и наличие интенционного тремора.

    Проба на диадохокинез –пациент с закрытыми глазами совершает вращательные движения кистями вытянутых рук (пронация –супинация). Проверяется симметричность движений; ее нарушение (адиадохокинез) характерно для поражения мозжечка.

    Асинергия Бабинского–пациент находится в лежачем положении на спине (без подушки) с руками, скрещенными на груди. Просят больного сесть без помощи рук. При поражении мозжечка больной не может сесть, поскольку ноги отрываются от поверхности постели.

    Лекция №3

    Лекция № 4

    Туннельные синдромы

    Синдром запястного канала . Область травматизации – кости и суставы запястья, сухожилие, удерживающее сгибатели кисти и связки. Наиболее частая причина: многократные физические перегрузки запястья, а также острые травмы предплечья и кисти. Также встречается при сахарном диабете, микседеме, акромегалии, системных – заболеваниях соединительной ткани. Врожденная узость запястного канала наиболее характерна для женщин. Клинические проявления: мучительные парестезии и чувство онемения по ладонной поверхности запястья, кисти и I, II, III пальцев. Выраженность симптомов усиливается при движениях в запястье и подъеме руки вверх . В дальнейшем присоединяется гипотрофия и/или атрофия мышц возвышения большого пальца, кисть приобретает вид «обезьяньей лапы».

    Вопросы для самоконтроля:

    1.Перечислитепричины поражения периферической нервной системы.

    2.Назовите основные клинические проявления болезней периферической нервной системы.

    3.Расскажите об остеохондрозе позвоночника.

    4.Охарактеризуйте туннельные синдромы.

    Лекция №5

    Церебральные инсульты

    В результате нарушения нормального кровоснабжения мозга в нем возникают процессы, приводящие к гибели мозговой ткани. Церебральные инсульты подразделяются на 2 основные группы: ишемический инсульт (синоним: инфаркт мозга); геморрагический инсульт (синоним: кровоизлияние в мозг). Отдельную группу составляют субарахноидальные кровоизлияния - кровоизлияния под паутинную оболочку.

    Клиническая картина инсульта. Для инсульта характерно развитие общемозговых и очаговых симптомов.

    Общемозговые симптомы: нарушение сознания различной степени выраженности: от комы до оглушенности;головная боль;рвота.

    Лекция №6

    Отек головного мозга

    Основные симптомы нарастаюшегоотека мозга: усиление головной боли;

    повторная рвота; симптомы менингизма.

    Осложнение отека мозга - дислокация мозга. - Дислокационный синдром обусловлен смещением мозго-вых структур и ущемлением плотными тканями черепа. Сдавление ствола мозга в области большого затылочного отверстия или в от-верстии мозжечкового намета вызывает нарушения дыхания и сер-дечной деятельности центрального типа, которые ведутк смерти. При дислокации и ущемлении ствола мозга появляются: брадикардия; нарушение ритма и глубины дыхания; анизокория; прогрессирующее расстройство сознания; тонические судороги.

    Энцефалический синдром

    Энцефалический синдром – нарушение функци-онирования головного мозга, проявляющееся изменениями созна-ния различной степени: оглушением; сопорозным состоянием; комой; психомоторным возбуждением.

    Отмечаются галлюцинации, бред, судо-роги. Энцефалический синдром нередко проявление выраженного нейроток-сикоза. Симптомы нарушения мозговых функций исчезают бесследно после купирования нейротоксикоза.

    Наличие симптомов неврологического дефицита - парезов, расстройств чувствительности и координации, нарушения речевых функций у больного с нейроинфекцией свидетельствует о пов-реждении структуры мозгового вещества-(энцефалита).

    Инфекции нервной системы проявля-ются симптомами поражения:

    1.Оболочек головного мозга (менингит)